3APAЙCK. ЖИЗНЬ В BEKAX

 

Первыми освоили берега реки Осетр люди каменного века 22 тысячи лет тому назад. С 1980 г., со дня открытия уникальной стоянки верхнего палеолита, и по сей день обнаруживаются следы их пребывания на нашей земле. И не какими-то отдельными предметами, а целой мастерской по обработке тысяч древних орудий труда из кремня, фрагментами жилища с хозяйственными ямами и кладовыми, зольниками, костями, бивнями, зубами мамонтов, носорогов, песцов...

 

Были эти люди мужественными охотниками, жили в жестоких условиях последнего Валдайского оледенения, в лютый холод перебирались в более теплые места, но неизменно возвращались на прежние.

 

Свидетельством того, что не одна только забота о "хлебе насущном" владела нашими далекими пращурами, служат сенсационные находки художественного характера. Искусство древнейших мастеров дошло до нас скульптурками бизона из бивня мамонта, женскими фигурками, ожерельем из зубов песца...

 

Изумленный археологический мир в сентябре 1997 г. собрал на международный коллоквиум по теме: "Восточный граветт" в древнем Зарайске представителей 12 стран. И стало ясно, что еще много-много лет эта стоянка, отодвинувшая на тысячи лет вглубь историю нашей земли, будет привлекать сюда специалистов. Ее открытию предшествовало более чем столетнее изучение памятников, выявившее 115 мест пребывания древних людей, относящихся к различным археологическим эпохам. Их оставили пришедшие на смену кроманьонцам люди бронзового века, финно-угорские, а позже славянские племена, расселившиеся в бассейне реки Оки и ее притоков (Осетра, Вожи, Смедвы, Мечи).

wp13baf4be_0f.jpg

М.Бровкин. Вид Зарайска. 1848 г.

 

Первое летописное упоминание о городе на Осетре относится к 1146 г. В эпизоде Никоновской летописи, рассказывающем о действиях внука Ярослава Мудрого - новгородского и черниговского князя Святослава, предпринятых им для освобождения томящегося в киевском плену брата Игоря, в перечне других городов мимоходом назван Осетр: "Князь же Святослав Ольгович иде в Резань и быв во Мченске, и Туле, и в Дубке на Дону и в Елце, и в Пронске, и прииде в Резань на Оку, и приде вверх по Оке, и пребыв во граде Осетре, и тамо отступи от него князь Иванко Берладник...".

 

Первое выдающееся событие, происшедшее в городе, относится к 1225 г. О нем рассказывают литературные источники XVI в. (рукописные Макарьевские Четьи Минеи, Пролог, Костромская летопись и др.):

 

"В лето 6733 (1225 г.) июля в 29 день, на память святого мученика Калинника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Георгии Ингоревиче Рязанском перенесен бысть чудотворный Николин образ из преименитого града Корсуня, в пределы Рязанския, во область благовернаго князя Феодора Георгиевича Рязанскаго...".

wp9dc80e77_0f.jpg

Святой Никола Зарайский

 

 

wpddcf3061_0f.jpg

Принесение иконы Николы Зарайского в Красное. XVII в.

 

Икону доставил в село Красное (тогдашний Зарайск) священник Евстафий по воле явившегося во сне святого: "Аз бо тамо хощу образом моим быти, чудеса творити и место прославити". Встречали икону, по преданию, у "предреченного места" - Белого колодца, с тех пор и поныне оставшегося святым и почитаемым местом. Сын Евстафия, тоже Евстафий, и его потомки станут летописцами ранней истории города. При Никольском храме, построенном для хранения иконы, в течение 335 лет династией корсунских священников будет создаваться выдающийся древнерусский литературный цикл "Повести о Николе Заразском".

 

Через 12 лет, в 1237 г., рязанские земли первыми подвергнлись опустошительному татаро-монгольскому нашествию. "Повесть о разорении Рязани Батыем", входящая в вышеназванный цикл, донесли до нас легенду о гибели княгини Евпраксии. Узнав о смерти в ставке Батыя своего мужа князя Федора, "... и как услышала она смертоносные глаголы, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти...". "И оттоле то место Заразом прозвалося" - горестно восклицает летописец.

wp634ecd48_0f.jpg

Таким образом, возможно, "зараз" (сразу) погибшая княгиня и "зараз" (в один прием) воздвигнутый на "заразах" (т.е. оврагах и кручах) город и стали поводом для названия Зарайска. За 5 веков город сменит его 15 раз.

 

"Древняя Русь не знала памятников, но один памятник в ней все же был: это памятник на месте гибели Евпраксии и ее младенца (1237 г., 1665 г., 2002 г.)" - пишет Д.С. Лихачев.

 

Принесение иконы и гибель княгини Евпраксии станут знаковыми событиями и на века определят судьбу нашего города.

 

Его документальная история исчисляется с начала XVI в., с присоединения его к Москве как сторожевого поста, предназначенного охранять ее южные и юго-восточные рубежи. По указу великого московского князя Василия III, отца Ивана Грозного, строится итальянскими мастерами в невиданно короткий срок, за 3 года (1528-1531 гг.) каменная крепость - кремль, дошедший до наших дней в исключительной сохранности.

wpc9ce015c_0f.jpg

Кремль был построен на уровне военно-оборонительных сооружений Западной Европы того времени. Его стены и башни отличаются простотой и утилитарностью, но на то он и воин. Благородную красоту придает ему сочетание белокаменного цоколя и верха из старинного кирпича-железняка. С 1533 г., с боевого крещения, когда только что возведенная крепость остановила продвижение 40-тысячного войска "крымских людей", история кремля всецело связана с пограничной историей города. 28 июля 1541 г. воевода Назар Глебов разбил хана Сагиб-Гирея. В 1542 г. опять "многие люди крымские и иные многие мурзы" пришли к Николе Заразскому и были отогнаны воеводой Петром Пронским. 26 декабря 1551 г. было отражено вторжение ногайцев князем Дмитрием Пунковым. 21 мая 1570 г. в ночном бою под стенами крепости воевода Дмитрий Хворостинин разбил татар.

 

wpc8b78e30_0f.jpg

Стены и башни Зарайского Кремля

wpc08cd185_0f.jpg

Кремль. Богоявленские ворота

 

Начало XVII столетия прошумело над Зарайском лихолетьем Смутного времени, оставив в летописях рассказ о беспримерном мужестве и верности зарайцев Отечеству. 30 марта 1608 г. при попытке освободить Зарайск, занятый войском польского полководца А. Лисовского полностью погиб отряд арзамасского и рязанского ополчения:

wpf5b561f8_0f.jpg

Благовещенская церковь

"Единых арзомасцев убиша на том бою 300 человек. Трупы же их Лисовский повеле похоронити в одно место в яму и сдела ту над ними для своей славы курган велий и той курган стоит до днесь". "До днесь" стоит и церковь Благовещения (1614 г., 1777 г.), а в ней икона-хоругвь, подаренная городу арзамасцами в 1908 г. по случаю 300-летия битвы с поляками ("Летопись о мятежах", 1787 г.).

 

В это судьбоносное время, грозившее России потерей национальной независимости, Бог и служебный долг привели в стены Зарайского кремля великого гражданина России Дмитрия Михайловича Пожарского. Будучи воеводой города-крепости (1610-1611 гг.), он отказался присягать самозванной власти, показав этим поступком пример истинного служения Отечеству, предельно четко обозначив нравственные ориентиры в хаосе тогдашних событий. Отсюда, из Зарайска, с площади, носящей теперь его имя, выступил он для освобождения Москвы, а тогда это значило - для освобождения России.

 

2 июня 1673 г. зарайский воевода Матвей Карандеев отразил, как оказалось потом, последнее нападение крымских татар на город. В память избавления от врага на воротах крепости им была установлена икона Казанской Божьей Матери, памятная зарайцам по смутным временам.

 

Таким образом, судьба Зарайского кремля - это судьба воина. Кремль видел под своими стенами полчища степняков, после которых, по тогдашнему поверью, сто лет трава не росла. Видел польских и литовских авантюристов, презиравших все русское. Видел самое страшное - русскую Смуту. Если бы памятникам, как людям, полагались награды, то кремль имел бы право на скромную золотую полоску - знак, свидетельствующий о тяжелом ранении воина.

 

Сегодня, успокоившийся от битв, седой и древний, но по-прежнему могучий и настороженный, вглядывается он (вот уже 475-й год) в горизонт, но... дали за Осетром тихи и спокойны.

Наличие крепости, удобное географическое положение, избыток свободных земель вокруг города и ряд других факторов способствовали росту городского населения (3,5-4 тыс. человек) и расцвету ремесла и торговли. В XVII в. в Зарайске бытовало 36 ремесленных профессий, что отражало высокий для того времени уровень развития городского хозяйства. Преимущественным занятием было кузнечное дело, затем шли портные, солодники, пивовары, овчинники, серебрянники, иконописцы, бочарники, кровельники, красильники, крупенники и т.д. Широко распространяются такие производства как шерстобитное, синельное, кожевенное, маслобойное, мукомольное, кирпичное. Таким образом, в XVII в. закладываются основы будущей городской промышленности.

 

Через Зарайск пролегал сухопутный Астраханский тракт, важнейшая торговая дорога между Москвой и Нижним Поволжьем, пересекаясь здесь с путем в плодородные земли, лежавшие за Тулой, по течению Дона.

 

Город вел торговлю с 16 городами Русского государства, поставлявшими в Зарайск 28 наименований товара. Например, Коломна - медную посуду, лен, соль, мыло, сапожный товар; Тула и Серпухов - железо; Суздаль - деревянную посуду, крашенину и сита; Ростов - чеснок; Шацк - хмель и т. д.

 

Зарайск, в свою очередь, продавал зерно и скот, рыбу и мед, лес и кожу, ткани, воск и смолу. Несколько ежегодных ярмарок привлекали в город торговый люд отовсюду.

 

В XVIII - нач. XIX в. складываются знаменитые купеческие фамилии, которые в дальнейшем определили экономический потенциал города и чья деятельность позволит Зарайску занять 44 место "между губернскими городами Саратовом и Харьковом" (Н.И. Надеждин, 1846 г.).

 

В 1778 г. Зарайск стал уездным городом Рязанского наместничества. 20 марта 1779 г. он получил свой герб: "В первой части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского; серебряный меч и ножны, положенные накрест; над ними зеленая шапка, какова на князе в наместническом гербе. Во второй части щита, в голубом поле, - старая городская башня, освещенная восходящим солнцем, означающим, что сей город новым учреждением паки возобновлен" (П.П. Винклер, "Гербы городов...", СПб., 1900 г.)

 

По Екатерининскому указу 1798 г. "О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо", в числе 400; городов России Зарайск получает новый регулярный план. Он был беспощаден к древнему городу, лишая его неповторимой оригинальности и уюта. Но строители сами оказались под обаянием старины и, по возможности, учли древний рельеф. Так, часть по-новому спланированных улиц была ориентирована на вертикаль кремля, а часть раскрывалась в пойму Осетра, что обеспечило единство городской среды с природным ландшафтом.

 

Согласно этому плану, на город легла геометрически правильная сетка улиц с кварталами, вытянутыми с севера на юг. На четырех перекрестках были разбиты ромбовидные площади. Они связывали торговый центр с 4 заставами: Московской, Рязанской, Михайловской и Каширо-Виневской. Углы кварталов закреплялись вертикалями церквей или двухэтажными каменными зданиями с тщательной проработкой фасадов.

wp3a7896e7_0f.jpg wp6c962e0e_0f.jpg

wp3805b0ae_0f.jpg wp4082ae6f_0f.jpg

wp59a86fa1_0f.jpg wp7bd1d30a_0f.jpg

 

 

Так была заложена архитектурно-пространственная структура исторической части города, сохранившаяся почти в нетронутом виде. Эта структура представляет собой единый комплекс, который включает в себя естественный ландшафт города и его окружения: ансамбль кремля с соборами (XVII-XX вв.), церковные постройки XIX-XX вв.; каре Торговых рядов (XVIII в.), здания гражданской и промышленной архитектуры (XVIII-XX вв.).

 

Два века формировалась городская застройка. В XVII-XIX вв. в городе возникает ряд учреждений административного и гражданского назначения. Это городская управа, дворянское собрание, офицерский клуб, казначейство, земство, гимназия, реальное училище, богадельня, школы, больница и др. Они размещались в зданиях XVIII-XIX вв. Приспосабливаясь к новому использованию, эти здания, безусловно, утрачивали чистоту первоначального стиля, но оставались по-прежнему по-провинциальному красивы.

wp768acc70_0f.jpg

wp5d7b40b3_0f.jpg

Ныне эти памятники находятся в различной степени сохранности и ценности, но для целостного восприятия города важны и бесспорно выдающиеся, и не имеющие особого художественного значения. Более того, последние-то и создают основной колорит старого Зарайска, потерянный, к сожалению, многими древнерусскими городами, и позволивший внести Зарайск в число исторических городов Подмосковья (1970 г.).

 

Духовный потенциал, заложенный в глубине веков, ярко расцвел в Зарайске XIX в. Это время значительных, даже великих имен отечественной культуры.

 

В 1831 г. штаб-лекарь московской Мариинской больницы М.А. Достоевский приобретает сельцо Даровое, а чуть позже деревню Черемошню. Десятилетним ребенком впервые ступил на нашу землю будущий великий писатель Ф.М. Достоевский. Всего-то два-три летних месяца в течение 6 лет, первая встреча с крестьянской Россией и... "глубокое впечатление на всю потом жизнь"! Впечатление, разбросанное по страницам его произведений: "Бесы", "Село Степанчиково и его обитатели", "Братья Карамазовы" и других.

 

Явление Достоевского - пример того, как умерший писатель до сих пор влияет на живущих, чтобы будить нравственные идеалы правды, добра, справедливости. "Этот великий каторжник, бряцая цепями, прошел по нашей литературе и до сих пор она не может опомниться и прийти в себя, сказал великие слова, которые до сих пор разгадываем". (Ю. Кудрявцев, "Три круга Достоевского", 1991 г.).

 

Достоевский оставил нам как завещание тип совсем негероического героя. Тип слабого, неловкого, "зыбкого" человека, незащищенного от обстоятельств и окружающего, в общем-то враждебного, мира, не умеющего приспособиться к резким социальным сдвигам. Чтобы мы не оскудели душой, состраданием, человечностью, чтобы не успокоились, пока такой человек рядом. Потому что вся гармония мира не стоит ничего, пока плачет замученный ребенок и несчастен хороший порядочный человек.

 

Сохранившийся историко-мемориальный и природный комплекс включает в себя 3 населенных пункта: село Даровое с деревянным флигелем, деревню Черемошня, где в 1839 г. был убит крепостными отец писателя, и село Моногарово с Духовской церковью 1763 г. - приходским храмом семьи, а также Нечаевский погост с захоронениями отца и родственников, липовую "Федину рощу" с 280-летними деревьями, фруктовый сад и пруды, памятник Ф.М. Достоевскому (1993 г., скульптор Ю.Ф. Иванов). Исключительна сохранность ландшафта.

 

wp1c740ab0_0f.jpg

Окрестности Дарового

 

"Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица?" - вот уже почти два века не меркнут эти строки, написанные в будничном письме 1833 г. рукой и сердцем великого поэта. И наша земля причастна к формированию этой красоты и этой души.

 

Со старинным зарайским селом Ильицино, принадлежавшим деду Афанасию Николаевичу и известным по писцовым книгам с конца XVI в., связаны годы детства, отрочества и юности Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С. Пушкина.

 

"Любезный дединька!

Я воспользуюсь сим случаем, дабы осведомиться о Вашем здоровье и поблагодарить Вас за милость, которую Вы нам оказали, позволив нам провести лето в Ильицине. Я очень жалею, любезный дединька, что не имею щастия провести с Вами несколько времени подобно Митиньке. Но в надежде скоро Вас увидеть, целую Ваши ручки и остаюсь на всегда Ваша покорная внучка Наталья Гончарова.

Ильицино сего 17 июня 1828 года".

 

Пишущей эти строки Таше - 16 лет. Она целое лето проведет на свежем воздухе, на лоне неяркой прелести подмосковной природы, еще не ведая, что через несколько месяцев, в декабре этого года произойдет знаменательное событие - на балу у танцмейстера Иогеля ее встретит А.С. Пушкин. Это будет началом ее великой и горестной судьбы.

 

Полностью сохранилась планировка усадебной территории, в которую входят Спасская церковь 1786 г. с кладбищем, фрагменты парка с прямоугольными 200-летними липовыми аллеями, остатки фруктовых садов с периметральной еловой обсадкой, пруды. В музее "Зарайский Кремль" бережно сохраняются усадебные вещи: изразцы печей, предметы мебели, живопись и графика, фарфор, копии архивных документов. Ильицино полно ожидания - в 2007 г. исполняется 195 лет со дня рождения Натали. Зарайская земля не знала ее стареющей, больной, навсегда душевно раненой тем роковым выстрелом. Она запомнилась ей волшебной брюлловской акварелью.

 

27 июня 1836 г. на Каменном острове близ Санкт-Петербурга состоялись крестины дочери А.С. Пушкина - Натальи. Ее восприемником стал М.Ю. Виельгорский, с 1804 г. - владелец зарайского имения Сенницы. Друг Пушкина, он станет опекуном его детей. Усадебные коллекции после революции 1917 г. поступили в зарайский краевой музей, а памятью Виельгорских - Шаховских - Келлеров сохранился уникальный парк - шедевр садово-парковой архитектуры с экзотическим деревьями и растениями: маньчжурским орехи австралийскими елями и т.д. Усадебный портрет графини М.А. Келлер кисти Льва Бакста входит: сокровищницу мировой живописи.

 

Дом-музей скульптора А.С. Голубкиной открылся в Зарайске в 1974 г., в год 110-летия со дня ее рождения. С этим домом связана вся жизнь скульптора, от рождения до смерти. В музейной экспозиции представлены подлинные вещи, фотографии, скульптурные работы, письма, архивные документы. Впервые за все время существования дома (образец провинциальной архитектуры начала XIX в.) проведена его научная реставрация, В 1999 г. рядом с домом установлен памятник А.С. Голубкиной (скульптор Ю.Ф. Иванов).

 

С Зарайском XIX - начала XX вв. накрепко связаны имена и других представителей русской культуры: писателей А.И. Полежаева, Д.В. Веневитинова, Л.А. Мея, Г.А. Мачтета, А.И. Куприна, В.В. Селиванова, языковеда В.В. Виноградова, художников М. Бровкина, П.А. Радимова, актеров Н.П. Киреева, А.Р. Артема, В.А. Сперантовой.

 

Манифест Александра II от 1 января 1807 г. предписывал Министерству коммерции (финансов) открыть "Бархатную книгу российского купечества", которая увековечила бы в потомстве память родов первостатейного купечества, увенчавшего себя гражданскими доблестями. Бархатная книга зарайского купечества не написана до сих пор, а жаль. Были среди них такие, что составили честь и гордость всей России.

 

С Зарайском связано происхождение одной из самых известных в России купеческих фамилий - Бахрушиных. Заботясь о нуждах Москвы, ставшей с 1821 г. их второй родиной, семья всегда хранила память о небольшом древнерусском городе - колыбели предков. Эта память дошла до нас вещественно и зримо: зданиями Казанского (1879 г.) и Иоанно-Предтеченского (1904 г.) храмов, женской гимназии и других учебных заведений, больничного корпуса, приюта, амбулатории, богадельни и др. Все созданное Бахрушиными в Зарайске востребовано и действует сегодня. Редкая, счастливая участь!

wpfe409f4c_0f.jpg

В 1883 г. представители двух ярчайших купеческих фамилий сделали городу поистине бесценный дар - книгу "Зарайск. Материалы для истории города XVI-XVIII столетий". В предисловии издания значится: "...Печатание произведено за счет Петра, Александра, Василия Алексеевичей Бахрушиных и Петра Павловича Сорокоумовского, роды которых перешли в Московское купечество из Зарайска, где они видны по книгам: род первых с 1722 г., род последнего с 1646 г.".

wpe0027bc1_0f.jpg

Сорокоумовский Петр Павлович

 

П.П. Сорокоумовский, представитель семьи "меховых королей России", за право быть причастным к двум историческим событиям - реставрации шапки Мономаха и изготовлению коронационных мантий для семьи последнего русского императора поступился материальными выгодами. Он за свой счет снаряжал в Новую Гвинею экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая, имевшего родственников в зарайском селе Дубакино, присылал тысячи рублей на реставрацию разбитой весенним ледоходом Входо-Иерусалимской церкви (1908г.).

 

Удивительным самородком был купец К.И. Аверин, самостоятельно достигший глубоких исторических знаний. В 26 лет он сделает первый значительный вклад в Румянцевское собрание - рукописное "Симоновское Евангелие" 1270 г. и рукописное, так называемое "Зарайское Евангелие" 1401 г. Это он написал в 1837 г. "Историческое известие о жизни и деяниях Димитрия, протоиерея Зарайского Николаевского собора, современника и сотрудника князя Дмитрия Михайловича Пожарского" - том самом протоирее Димитрии, который вместе с Д.М. Пожарским отстоял город в 1610 г., а в 1613 г. подписал от лица всех зарайских граждан грамоту об избрании на российский престол Михаила Романова: "Николы Чудотворца Заразскаго протопоп Димитрий в посадских и в уездных выборных и всяких людей место руку приложил". В Государственном историческом музее хранятся нумизматические коллекции К.И. Аверина. Им возвращена из безмолвия надпись на памятнике погибшей княжеской семьи (1826г.).

 

Купеческая семья Зайцевских известна в городе своим интересом к истории. Ее представители расписывали стены Никольского собора (1681 г.), выделили большую сумму денег на восстановление Иоанно-Предтеченского собора (1904 г.), учредили стипендию в 3000 руб. для купеческого Петровского Санкт-Петербургского училища. А.Я. Зайцевский, известный богослов, поэт, зодчий, удостоился упоминания в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В 1832 г. на хранение в Эрмитаж поступила драгоценная серебряная готская чаша со звериным орнаментом, приобретенная у Зайцевских. Исчезнувший с арены мировой истории народ оставил после себя буквально считанные памятники материальной культуры, один из которых сохранил зарайский купец.

 

В октябре 1866 г. в Рязанской губернской типографии была отпечатана очередная работа зарайского купца-краеведа С.И. Бочарникова из цикла "Зарайские достопамятности". Она рассказывала о ратной истории кремля и открывалась посвящением автора: "Возобновителю кремля в городе Зарайске зарайскому почетному гражданину, Московскому потомственному почетному гражданину, купцу и кавалеру 1-й гильдии Николаю Андреевичу Ланину посвящает С. Бочарников". Надпись на чугунной доске, установленной на кремлевской стене, объясняла причину такого посвящения: "Исправлен в 1863-1865 гг. московским почетным гражданином Н.А. Ланиным, уроженцем города Зарайска". Исправление, т. е. реставрация кремля, стоило Ланину 50 тыс. рублей серебром.

 

Городской голова Ф.С. Афремов, купец-старообрядец, озаботился построением в городе единоверческого храма (1856 г.). Единоверие - вид воссоединения русского старообрядчества с Православной Церковью, "которая яко мать сердобольная решила оказать снисхождение заблудшимся ради того, чтобы не лишили себя надежды на вечное спасение". Возведение такого храма в небольшом городке - событие не рядовое, храм строился ради 40 человек. Из семьи Афремовых в Древлехранилище Пушкинского дома (Санкт-Петербург) поступил рукописный свиток 1682 г., а в Зарайский музей - картина П.П. Шкутникова "Принесение иконы" (1812 г.).

 

Сохранению исторического города способствовала деятельность городского головы Н.И. Ярцева. Дважды депутат Государственной Думы (1-го и 4-го созывов), городской голова с 18-летним стажем (1898-1916 гг., единственный в городе пример такого должностного долголетия), он был инициатором открытия первой в городе Публичной библиотеки им. А.С. Пушкина, сумел осуществить административно-хозяйственные реформы, в результате которых город принял тот облик, который мы видим сейчас.

wp540814ca_0f.jpg

Святой источник на Белом колодце

 

Как некогда наши далекие пращуры, с великим мужеством борясь за выживание, порой высоко поднимались духом и творили прекрасное, так и зарайцы за восемь с половиной веков существования своего города не переставали творить красоту. Она дошла до нас их деяниями: храмами, святыми колодцами, летописными сводами, живописными и литературными произведениями, неожиданными в бытовых документах художественными вкраплениями, сохраненными памятниками и памятными местами, ратными подвигами, одухотворенными любовью к Богу, родной земле, Отечеству.

 

Основой собрания Музея "Зарайский Кремль", расположенного в Троицкой церкви (XVIII в.), послужили коллекции естественно-исторического земского музея и предметов исторического и художественного значения из уездных дворянских усадеб. Живопись XVIII-XX вв., западноевропейская мебель XVII-XX вв., западноевропейский фарфор, стекло, оружие...

 

Художественные, архивные и археологические коллекции сделают честь столичному музею. Музей, ставший с 1998 г. государственным, готовится к переезду на территорию кремля в здание Присутственных мест (начало XIX в.).

wp9d0ca618_0f.jpg

Вид на Троицкую церковь

wp677a45dd_0f.jpg

Портрет купчихи Теплициной. Неизв. художник.XIX в.

Из собрания музея "Зарайский кремль"

wp49d6a34e_0f.jpg

Портрет купца Теплицина. Неизв. художник.XIX в.

Из собрания музея "Зарайский кремль"

 

Свой вклад в развитие края внесло зарайское дворянство. Владея землей, оно образцово вело хозяйство в своих родовых имениях. Особенно значительна его роль в сохранении лесов, их воспроизводстве, искусственном лесонасаждении. Военные и земские деятели, писатели и историки, коллекционеры и воеводы, они внесли свой вклад в защиту Отечества в 1812 г., в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и русско-японскую войну 1904-1905 гг. Имена Келлера, Ржевского, Меженинова, Селивановых, Булыгина составляют славную страницу нашей истории.

wpc21fa5cc_0f.jpg

Памятник Ф.Э.Келлеру и А.П.Меженинову

 

Памятником пролитой "за други своя" крови стоит в далекой Болгарии село с русским названием Зараево. Более 500 русских офицеров и солдат остались лежать в земле близ бывшего болгарского села Каракасанкей. Переименование села в 1882 г. - знак вечной признательности нашим предкам со стороны братьев-славян.

 

В глубинах веков зародились знаменитые зарайские фамилии, представители которых всю жизнь свою положили на службу городу. Они то мирно пахали землю, то поспешно надевали воинские доспехи, склонялись над летописными сводами, подвязывали фартуки ремесленников и примеривали кафтаны купцов. Когда родной город становился тесен их темпераменту и деловому размаху, добивались успехов в обеих столицах и больших городах, но никогда не забывали о малой родине. И город награждал их любовью, уважением, признанием сограждан, высшим выражением которого было присвоение звания почетного гражданина города. К началу XX в. это высокое звание имели около 80 человек.

 

Присущие нашим предкам замечательные черты патриотов и защитников родной земли не прервались и в последующем. В суровую годину Великой Отечественной войны малый город направил на фронты более 10,5 тысяч своих сограждан, из которых 5367 не вернулись домой.

 

За проявленный героизм восемь наших земляков (В.Н. Леонов, К.А. Мерецков, Н.И. Власов, Ф.И. Каменев, Б.И. Ковзан, С.М. Новичков, А.И. Пчелкин, П.И. Филимонов) удостоены звания Героя Советского Союза, более 2500 награждены орденами и медалями.

 

Война выдвинула целую плеяду талантливых полководцев из Зарайска: маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, генералов И.Н. Гуреева, Т.К. Козырева, П.И. Мазепова, В.К. Мерецкова, А.Н. Пономарева, Н.Н. Пономарева и М.П. Притворова, адмиралов С.Е. Захарова и В.И. Дмитриева.

 

Восемь веков Зарайск живет под покровительством иконы святого Николая. Не случайно юбилей города отмечается 11 августа (29 июля ст. стиля) - в день ее перенесения. Есть письменное свидетельство о значении этого дня для наших предков.

 

wpae89b005_0f.jpg

Никольский собор (1681г.) на рассвете.

 

"...Чтобы понять хотя приблизительно торжество этого священнодействия, перенесемся мысленно на одно знаменательное всенощное бдение 28 июля. Оно было в 1541 году и к счастию сохранилось до нас в летописи: крымский хан Сагип-Гирей, в июле месяце приступил с войском к г. Зарайску. Воевода города, Назар Глебов в виду праздника - дня принесения Чудотворной Иконы, решился или умереть с жителями под стенами города, или изгнать врага из пределов его, и 28 июля Сагип-Гирей со славою разбит был под стенами г. Зарайска. Жители не хотели в этот знаменательный день сидеть в осаде, надеясь на милосердие Святителя - и милосердие это проявилось в поражении врага. Что это было за умилительно-торжественное всенощное бдение!.. В виду, может быть, не убранных еще вражеских трупов, убитых при поражении, в виду дарованной промыслом Всевышняго и заступничеством Чудотворца свободы, от рабства и поругания, как была искренна, сердечна и высокоторжественна эта благодарственная молитва! В этом поражении в несколько раз сильнейшего врага, разве не видно милосердия и покровительства Святителя к избранному Им городу? И ввиду этой явной помощи, могли ли современники не отличать этого дня особую торжественностию?" (С. Бочарников, "200-летие Зарайского Николаевскаго собора". 1882).

 

Поклониться иконе Николы Чудотворца приходили великие князья московские Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, наследник российского престола будущий император Александр II, простые русские люди всех сословий.

 

В 1966 г. город лишился своей святыни - иконы св. Николая (начало XVI в.). Она была взята на реставрацию в Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Сорок лет в самых высших инстанциях решается вопрос о ее возвращении в избранный святым город. И мы уверены, что святыня вернется!

 

Лишь однажды, во время празднования 850-летия Зарайска, чудотворный образ возвращался на нашу землю. Три дня непрерывным потоком шли к нему люди за духовной поддержкой и помощью.

 

Сегодня вновь Никола Зарайский приходит в "избранный" им город. 11 августа будет освящен еще один список древней иконы, назначение которого - вернуться в Херсонес (Севастополь), чтобы вновь, как и в 1225 г., восстановить духовные связи между двумя православными городами.

 

Стоит наш город 860 лет и будет стоять ещё многая, многая, многая лета!

wp282474aa_0f.jpg

Река Осетр.

 

 

Галина Михайловна Боголюбская, историк-краевед, г. Зарайск; Виктор Васильевич Насекин, заместитель главы администрации г. Зарайска, г. Зарайск

Hosted by uCoz